В чем смысл крещения? Крещение младенца.

В чём смысл таинства крещения? Почему не обряд крещения, а таинство? Крещение ребенка

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Значение крещения в жизни человека

Во времена первых христиан крестились те люди, которые, ознакомившись и приняв учение Христово, решали дальнейшую часть своей жизни жить не как язычники или сторонники иудаизма, которых Иисус Христос обвинил в нарушении Закона Божьего, а идти по жизни вместе с истинным Богом, уйдя от соблазнов и не совершая греха.

По примеру древних христиан современному человеку, желающему креститься, надлежит изучить учение Христово и убедиться в серьезности своего решения идти по жизни с Богом (то есть в своей жизни не отступать от заповедей Божьих и исполнять законы Божии). Только после того, когда решение креститься не будет чисто формальным, а станет являться твердым убеждением и не будет противоречить совести и жизненной философии (идеологическим взглядам) данного человека, он и должен идти ко крещению.

В древнехристианских общинах люди, желающие креститься, заявляли о своем намерении пресвитеру, а в дальнейшем епископу.

Смысл и значение Таинства Крещения

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной.

Почему Господь настаивал на крещении всех обратившихся? В чем значение крещения? Если крещение не влияет на обращение, то почему оно столь важно?

Основываясь на Священном Писании, доктор Мастерс показывает, что библейское крещение предназначено только для верующих, и дает ответы на часто задаваемые вопросы о крещении младенцев.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией.

Смысл и значение Таинства Крещения — раздел Кулинария, ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ Крещение Есть Таинство, В Котором Верующий, При Троекратном Погружении Тела В…

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа.

Значение и последствия крещения Руси. Цивилизационное значениеЦивилизационное значение Крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивает значение принятия христианства для Русской цивилизации, как сыгравшее исключительную роль в истории страны и предопределившие на многие столетия ее место в истории, как событие вселенского характера. Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения.

Не в первый раз поднимается эта тема. Объясню почему:

мы нашу дочь не крестили (хотя оба крещеные, я с дтства, муж в 18 лет крестился), ибо решили что дочери сначала привьем вру, а потом она сама согласится на крещние.

Мы оба верующие и крещние младенцев считает обрядом.

Я не собираюсь ни кого переубеждать и хочу чтоб мне тоже не пытались привить своё мнение…

Одна девушка мне на форуме написала «вообще-то крещение это совсем не обряд»… так вот наткнулась на очнь интересную информацию

ПРЕДПОСЫЛКИ К КРЕЩЕНИЮ:

Крещенным является лишь тот, кто принял собственное и сознательное решение следовать за Иисусом Христом любой ценой

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ КРЕЩЕНИЯ:

Само крещение не производит ту духовную реальность, которую оно изображает. Святой Дух при обращении совершает Своё дело в верующем поэтому сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен.

О Слове Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в таинстве крещения.

В крещении человек очищается от греховной скверны, освобождается от рабства страстям и рождается для духовной жизни. Крещение обладает такой духовной силой, что оно совершается лишь однажды, хотя бы после крещения, жизнь человека и не соответствовала высокому христианскому званию. С этой точки зрения, крещение можно уподобить духовной лампаде, зажженной Св. Духом в сердце человека. Огонь этой лампады может то усиливаться, то меркнуть.

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест.

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Крещение в православной церкви и смысл таинства крещенияЗдравствуйте, все! Сегодня на женском сайте расскажу о таинстве крещения в православной церкви.

Начнем с истории обряда крещения

Крещение – это один из самых древнейших ритуалов православной церкви.

Православная церковь объясняет смысл таинства крещения так: крещение является как бы смертью человека для греха, и, одновременное, воскрешение его для Христа.

Православная церковь разрешает проведение обряда крещения человека в любом возрасте. Если крестят младенца, то биологические, а так же крестные родители должны сами быть крещенными и обладать христианской верой.

Выбор имени при крещение

Перед началом самого обряда крещения, человеку положено дать имя, с которым его будут крестить.

Чаще всего человеку дают имя в честь святого или, как говорят, по святцам.

Как проходило крещение РусиНет ни малейших сомнений, что распространение христианства в древнерусском государстве – одно из наиболее значительных событий средневековой истории всей Восточной Европы. Однако вокруг него нагромождено множество безосновательных, часто односторонних суждений.

Что нам говорит официальная церковная версия тех событий? Разумеется, она выглядит максимально благостно.

При каком князе произошло крещение Руси?

Ключевую роль в крещении Руси отводят князю Владимиру. Вплоть до принятия христианства он характеризуется как кровожадный и жестокий человек. В 988 году Владимир принимает решение стать православным и приобщить к новой религии всех жителей своих владений. Это оказало исключительно благотворное влияние на них.

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Каждый родитель желает блага своему ребенку, заботится о его физическом и духовном здоровье. Первым событием церковной жизни человека является Крещение. В Евангелии от Иоанна (3:5), можно прочесть, что говорит об этом Таинстве сам Господь: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Что же такое Таинство Крещения, как оно проходит и как правильно к нему подготовиться?

Крещение

Таинство - священнодействие , через которое человеку подается благодать (спасительная сила) Божия. Внешняя же его сторона - обряд, формирующийся на протяжении истории Церкви.

В Православии совершаются 7 таинств: Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Венчание, Евхаристия и Священство. Христианин, живущий в миру, на протяжении жизни может участвовать в 6 из них, а если он избрал для себя священнический путь - то и во всех семи. Таинства совершаются самим Богом, посредством священнослужителей.

Первым Таинством в жизни каждого христианина является Крещение - рождение в духовную жизнь и приобщение человека в лоно Церкви, что делает возможным его участие в Евхаристии (причастие) - принятии Святых Христовых Тайн.

Когда лучше крестить ребенка

Конечно же, родители имеют право выбора, когда и где крестить своё чадо, и делать ли это вообще. Однако православные мама и папа должны стремиться покрестить своего малыша как можно скорее. Издревле в церковной традиции принято совершать обряд с 8-го по 40-й день, хотя можно совершать это даже в первый день жизни (если ребенок нездоров), и в любое время вообще.

Обряд Крещения ребенка в Православии - правила

Принимать Крещение можно абсолютно в любом возрасте. Но лучше все же позаботиться о присоединении ребенка к Церкви еще в младенчестве , чтобы он с малых лет приучался к церковной жизни, получал правильное, христианское воспитание, ну и главное - возможность Причащения, через которое человек соединяется со Христом, и участия в других Таинствах.

Крещение ребенка - что необходимо

Крестные - в старину их называли «восприемниками» , так как именно они первыми принимают уже крещенного младенца из рук священника. Впоследствии они обязуются воспитывать, помогать и направлять ребенка на путь спасения на протяжении всей жизни. Они являются ответственными за его духовное воспитание, поэтому к вопросу выбора крестных родителей нужно подходить серьезно. Это должны быть не просто друзья или знакомые, а хоть немного воцерковленные люди. Ими могут стать также и близкие родственники: бабушки, дяди, тёти, сёстры, братья и т. д.

В былые времена была традиция брать крестными именно не состоящих в кровном родстве людей, считалось, что родственники и так должны быть рядом и помогать воспитывать дитя. А вот если взять «чужих» в крестные родители, то у ребенка появится еще пара родных людей, только родных в духовном плане, готовых узнать особенности крещения ребенка, как проходит это Таинство.

Желательно, чтобы крестными родителями стали люди, не очень далеко живущие, которые действительно смогут принимать участие в жизни ребенка, стать его наставниками - водить в храм (хотя бы иногда), помогать в воспитании, и просто стать ему близкими людьми и хорошими друзьями.

Каких людей не стоит брать в крестные:

  • сильно пьющих, или имеющих другие пагубные привычки;
  • увлекающихся оккультизмом, экстрасенсорикой и прочими несовместимыми с христианством учениями;
  • плохо относящихся к Церкви и нежелающих участвовать в ее жизни.

Не могут быть крестными родителями православных детей:

  • иноверцы;
  • некрещеные;
  • атеисты;
  • муж и жена.

Стоит заметить, что по церковным правилам, у ребенка обязательно должен быть только один крестный - женщина для девочки, и мужчина для мальчика. Брать же в крестные мужчину и женщину - просто добрая традиция, но вовсе не правило. Несколько пар крестных не приветствуется в Православии - двух человек вполне достаточно. При крещении совершеннолетних, крестные не нужны, так как человек уже сформирован и способен сам все понять.

Если же крестные родители не выполняют своих обязанностей, то другие желающие , близкие ребенку люди, могут взять на себя их обязательства. Для этого им необходимо подойти к священнику и попросить его благословения на данное дело, и если ответ будет положительным, то «новым крестным» можно приступать к своим приятным хлопотам - помощи в воспитании своего духовного приемника и молитве о нем.

Как подготовиться к Таинству

Родителям и будущим крестным, если они ранее не были воцерковлены, необходимо пройти катехизацию, то есть ознакомиться с главными догматами христианства, правилами церковной жизни и т. д. Послушать храмовые проповеди и огласительные беседы.

Очень хорошо, если перед крещением ребенка крестные восприемники исповедуются и причастятся .

Также им необходимо соблюсти трехдневный пост перед самим Таинством, который заключается в воздержании от принятия пищи животного происхождения и телесной близости.

Как проходит крещение ребенка в церкви

Данное священнодействие состоит из следующих частей:

На этом последование Крещения и Миропомазания заканчивается. После чего необходимо причастить ребенка, и желательно носить его к Причастию каждое воскресенье. При этом родители должны помнить, что им самим следует подавать ребенку правильный пример и время от времени исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Как подобрать имя ребенку

Родители могут выбрать любое имя для своего ребенка, однако желательно, чтобы оно было православным, то есть записано в святцах - списках имен святых .

Также хорошо, если имя младенца будет одним из имен тех святых, которые прославляются в день его рождения, в восьмой день после рождения, или те, кто находятся по церковному календарю близко от этого дня. Данное предписание не является догматом, а только доброй традицией, поэтому родители могут назвать свое чадо любым именем и в честь любого святого.

После чего необходимо ознакомиться с житием святого, имя которого наречено ребенку. Можно также приобрести икону с его изображением - это будет прекрасным подарком крестившемуся.

Распространенные вопросы

  • Можно ли креститься во второй раз?

Нет, Крещение, как и рождение совершается один раз.

  • Что делать, если человек не знает, крещен он, или нет?

В таком случае нужно обратиться к священнику, который совершит особый чин, проводимый в подобных ситуациях.

  • Может ли крестить кто-то, кроме священнослужителей?

Да, крестить, в случае острой необходимости, может каждый христианин - раньше это могли делать повивальные бабки, если ребенок рождался нездоровым, или бабушки, в домашних условиях, во время гонений на Церковь и т. д. Однако в таком случае чин будет неполным, и при возможности нужно обратиться к батюшке, чтобы восполнить все необходимое.

  • Можно ли матери присутствовать при Крещении?

Да, если после рождения ребенка прошло 40 дней , также желательно, чтобы священник прочел над ней особую очистительную молитву.

  • Кто может присутствовать при Крещении?

Все желающие , однако, стоит помнить, что большое количество присутствующих может привести к нежелательной суете во время такого великого для ребенка события.

  • Запрещено ли отказываться, если вам предложили стать крестным родителем?

Отказаться можно и даже нужно, если человек заранее знает, что не сможет в нужной степени заботиться о ребенке, если предполагаемый крестный стар, и у него нет сил, болен, далеко живет. А может просто у него уже есть крестники, и он, реально оценивая свои физические и моральные силы, понимает, что не справиться со своими обязанностями в нужной мере. Ведь лучше отказаться, чем стать крестным и не выполнять своих обязательств.

  • Можно ли брать в крестные беременную женщину?

Да, в Православной Церкви это не запрещено.

  • Кто должен покупать крестик и крыжму?

В данном вопросе нет строгих правил и назначений, однако, по традиции крестик покупает крестный , а крыжму - крестная, но это совершенно не обязательно. Хорошо также, если они подарят в честь праздника ребенку икону святого, имя которого он носит.

  • Для скольких детей можно быть крестным?

Количество крестников не ограничено, однако нужно здраво оценивать свои силы.

  • Можно ли стать крестным без присутствия на самом Таинстве?

Нет, крестными родителями являются именно те люди, которые переняли ребенка из рук священника после купели .

  • Что должны делать во время Крещения родители и все присутствующие?

Молиться о крещаемом.

Нужно помнить, что Крещение - не магический обряд, а Христианское Таинство , во время которого происходит сопричтение крещаемого человека Христу, его присоединение к Церкви. Это чрезвычайно важное, светлое и радостное событие в жизни каждого человека, а также - неотъемлемое действо для духовной жизни человека, которое заповедал совершать нам сам Господь наш Иисус Христос.

Значение обряда

Обряды крещения и Вечери Господней - это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога.

Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, "Господь - оправдание наше" (Иер. 23:6).

Крещение - это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: "Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому". И для них исполняется обетование: "Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17, 18).

Подготовка ко крещению

Кандидатов ко крещению необходимо тщательнее готовить. Они нуждаются в более верном наставлении, чем то, что обычно дается им. Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни. Никто не может полагаться на свое исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы не только должны говорить: "Я верю", но и жить в согласии с истиной. Только сообразуя свои слова, манеры и характеры с волей Божьей, мы доказываем, что имеем связь с Ним. Всякий раз, когда кто-либо отрекается от греха, который есть беззаконие, его жизнь приводится в совершенное повиновение и соответствие закону. Это и есть работа Святого Духа. Свет внимательно исследуемого слова, голос совести, воздействие Духа рождают в сердце истинную любовь ко Христу, Который отдал Себя в жертву для искупления человека, его духа, души и тела. Любовь являет себя в послушании. Ясное, отчетливое различие проявится между теми, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди, и теми, кто не любит Его и не обращает внимания на Его указания.

Верные христиане должны с усердным интересом вести убежденные души к точному познанию праведности во Христе Иисусе. Если кто-либо допустит, чтобы стремление к эгоистичным прихотям возобладало в их жизни, то истинным верующим как обязанным дать отчет следует бодрствовать над этими душами. Они не вправе пренебрегать верным, нежным, заботливым наставлением, настолько необходимым для новообращенных, на этом этапе нельзя допускать нерешительных действий. Самый первый опыт обязательно должен быть верным.

Сатана не хочет, чтобы кто-либо сознавал необходимость полного подчинения Богу. Когда душа отказывается смириться, тогда грех не оставляется; влечения и страсти стремятся к господству; искушения смущают совесть, и истинного обращения не происходит. Если бы все братья и сестры сознавали борьбу, которую каждая душа должна вести с сатанинскими силами, стремящимися опутать, увлечь и обольстить, то они прилагали бы гораздо больше усердного труда ради тех, кто неискушен в вере.

Эти души, предоставленные сами себе, часто подвергаются искушениям и не сознают их пагубность. Они должны понять, что их преимущество - просить совета. Им следует искать общества людей, способных помочь им. В общении с теми, кто любит и боится Бога, они получат силу.

Наши беседы с этими душами должны носить духовный, ободряющий характер. Господь замечает столкновения каждой слабой, сомневающейся, борющейся души, и Он поможет всем, кто взывает к Нему. Они увидят перед собой отверстое небо и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по той самой ярко сияющей лестнице, по которой они пытаются взобраться.

Работа родителей. Родителям, дети которых желают принять крещение, надо потрудиться; им следует верно наставить детей и побудить их исследовать себя. Крещение - это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние во грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену. Соглашаясь на крещение своих детей, родители дают святой обет самим себе быть верными управителями детей, наставлять их в деле формирования характера. Они обещают с особым интересом оберегать этих овечек стада, чтобы они не бесчестили веру, которую исповедуют.

Необходимо с самых ранних лет давать детям духовные наставления, причем наставлять следует не в духе осуждения, но в духе радости и счастья. Матерям надо неустанно бодрствовать, чтобы искушения не прокрались к детям в том виде, в каком они не могли бы распознать их. Родители должны оберегать своих детей с помощью мудрых, добрых наставлений. Как лучшие друзья этих неопытных созданий родители обязаны помогать им побеждать, быть победителями. Родителям надо принимать во внимание, что их дорогие дети, старающиеся поступать справедливо, являются маленькими членами Божьей семьи, и им следует быть искренне заинтересованными в том, чтобы помогать детям выравнивать стези на царственном пути послушания. С нежной заинтересованностью родители должны учить день за днем их тому, что значит быть детьми Божьими и как отдавать волю в послушание Ему. Учите детей, что послушание Богу подразумевает послушание родителям. Это должно быть ежедневной, ежечасной работой. Родители, бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, и делайте ваших детей своими соработниками.

Когда приходит самый счастливый период в жизни детей, когда они всем сердцем любят Иисуса и желают принять крещение, тогда поступайте с ними верно. Прежде чем они совершат обряд крещения, спросите их, является ли главной целью их жизни труд для Бога. Затем расскажите им, с чего следует начинать. Это первые уроки, и они значат очень и очень много. Простыми словами учите детей, как им совершать свое первое служение Богу. Сделайте работу как можно более понятной. Объясните, что значит отдать себя Господу, как делать, пользуясь советом родителей-христиан, именно то, что предписывает Его Слово.

После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения и что они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине.

Работа пастора. Кандидатам, достигшим зрелости, следует понимать свои обязанности лучше, чем их младшим братьям и сестрам; но пастор церкви должен трудиться ради этих душ. У них есть порочные наклонности и привычки? Долг пастора состоит в том, чтобы проводить особые встречи с кандидатами на крещение. Устраивайте с ними библейские чтения, беседуйте и молитесь с ними и ясно излагайте им Божьи требования. Зачитайте им учение Библии об обращении. Покажите, что является плодом обращения, доказательством того, что они любят Бога. Откройте им, что истинное обращение - это перемена в сердце, мыслях и намерениях. Вредные привычки должны быть оставлены. Грехи злоречия, зависти, непослушания должны быть отвергнуты. Необходимо бороться с каждой греховной чертой характера. И тогда верующий сможет осознанно применить к себе обетование: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7).

Проверка кандидатов

Собирающиеся креститься не проходят стадию ученичества в той мере, в какой это должно быть. Необходимо выяснить, будут ли кандидаты просто называться адвентистами седьмого дня или они готовы встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия.

Одним из вопросов, по поводу которого должны быть наставлены недавно пришедшие к вере, является их отношение к одежде. С новообращенными нужно обходиться правильно. Тщеславны ли они в одежде? Лелеют ли они гордость в сердце? Идолопоклонство в одежде - это нравственная болезнь, ее нельзя брать с собой в новую жизнь. В большинстве случаев подчинение евангельским условиям требует решительной перемены в одежде.

В одежде не должно быть небрежности. Ради Христа, свидетелями Которого мы являемся, нам надо стараться выглядеть как можно лучше. На время служения в скинии Бог определил каждую деталь одежды священников. Нас учат, что Он обращает внимание на одежду тех, кто служит Ему. Весьма определенными являются указания в отношении одежды Аарона, потому что его облачение было символичным. Так и одежда последователей Христа должна быть символичной. Во всем нам надо выглядеть Его представителями. Наш внешний вид во всех отношениях должен быть опрятным, скромным и чистым. Слово Божье не одобряет перемен в одежде, сделанных только в угоду моде, лишь бы мы выглядели по-мирски. Христиане не должны украшать себя роскошными одеяниями или драгоценностями.

Слова Писания относительно наших платьев и костюмов необходимо внимательно изучать. Нам надо понять то, что Господь небес ценит даже в вопросе одежды. Все, искренне желающие иметь благодать Христову, будут внимать драгоценным словам наставления, вдохновленного Богом. Даже стиль одежды отражает евангельскую истину.

Кто изучает жизнь Христа и проводит в жизнь Его учение, те уподобятся Христу. Их влияние будет подобно Его влиянию. Они явят здравый характер. Ходя смиренным путем послушания и исполняя волю Божью, они будут оказывать влияние, которое засвидетельствует продвижение дела Божьего и здоровую чистоту Его работы. В этих вполне обращенных душах мир должен видеть свидетельство освящающего воздействия истины на человеческий характер.

Познание Бога и Иисуса Христа, выраженное в характере, возвышает над всем, что есть на небе и на земле. Это наивысшее образование. Это ключ, открывающий врата небесного града. Бог хочет, чтобы все, облекшиеся во Христа посредством крещения, получили это познание. И долг слуг Божьих - открыть таким душам преимущество их высокого призвания во Христе Иисусе.

Организация обряда

Когда есть возможность, крещение лучше совершать в чистом озере или чистой реке. Старайтесь сделать это событие как можно более торжественным. На таком служении всегда присутствуют ангелы Божьи.

Брат, руководящий обрядом крещения, должен стремиться к тому, чтобы это событие произвело неизгладимое, святое влияние на всех зрителей. Каждый церковный обряд нужно проводить так, чтобы он возвышал и участников, и зрителей. Следует избегать всего банального и дешевого и не допускать того, чтобы происходящее низводилось до уровня заурядного события. Нужно учить наши церкви с большим уважением и почтением относиться к священному богослужению. Поскольку служители совершают обряды, связанные с богопочитанием, они при этом воспитывают и готовят людей. Маленькие дела, которые воспитывают, обучают и дисциплинируют душу для вечности, имеют огромное значение в деле возвышения и освящения церкви.

В каждой церкви кандидатов на крещение следует обеспечить специальной одеждой. Не следует относить данные расходы к ненужной трате средств. Это одно из положений, требуемых для выполнения предписания: "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).

Не хорошо, когда одна церковь рассчитывает занять у другой одежду для крещения. Часто случается, что когда возникает необходимость в этой одежде, то ее нигде нельзя найти; некоторые люди, бравшие одежду на время, не возвращают ее. Каждой церкви следует позаботиться о своих нуждах в этом плане и создать специальный фонд. Если вся церковь объединится в данном деле, оно не будет тяжелым бременем.

Одежды для крещения нужно изготовлять из прочного материала темного цвета, чтобы вода не испортила их, и следует утяжелить их внизу. Они должны быть хорошего фасона, аккуратными, сделанными по утвержденному образцу. Не следует украшать, гофрировать и отделывать их. Все показное, будь то отделка или украшения, является в данном случае совершенно неуместным. Когда кандидаты понимают значение обряда, они не стремятся украшать себя. При всем том не должно быть ничего убогого и непристойного, то есть оскорбительного для Бога. Все, имеющее отношение к этому святому обряду, должно как можно более полно отражать совершенную подготовку.

Период после крещения

Обеты, которые мы принимаем во время крещения, включают в себя многое. Во имя Отца, Сына и Святого Духа мы погружаемся в подобие смерти Христовой и восстаем в подобие Его воскресения, дабы жить обновленной жизнью. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа. Отныне верующий должен помнить, что он посвящен Богу, Христу и Святому Духу. Принимая во внимание эти новые отношения, верующий должен отодвинуть все мирские соображения на задний план. Публично он заявляет, что больше не хочет жить в гордости и самоугождении. Он больше не вправе жить беспечной, равнодушной жизнью. Он заключил завет с Богом. Он умер для мира. Он должен жить для Господа, использовать для Него все доверенные ему способности, никогда не упуская из виду, что он носит Божью печать, является подданным царства Христа и причастником Божественного естества. Он должен предать Богу всего себя и все, что у него есть, используя все свои дарования во славу Его имени.

Обязательства духовного соглашения, входящие в силу при крещении, являются взаимными. Когда люди с искренним послушанием выполняют все, что от них требуется, они имеют право молиться: "Да будет известно. Господи, что Ты Бог в Израиле". Ваше крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа является гарантией того, что если вы прибегните к Их помощи. Они помогут вам в каждом критическом случае. Господь услышит и ответит на молитвы Своих искренних последователей, носящих иго Христа и учащихся в Его школе кротости и смирению.

"Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3:1-3).

"Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны... И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (ст. 12-17).

Происхождение обряда

Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошел от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов - обращенных из язычников. Если обращенные мужчины проходили через обряд обрезания, то для женщин омовение было единственным символом обращения.

Богословие обряда

Сцена крещения. Стекло, первая половина XII века. Франция, Sainte-Chapelle de Paris.

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.

Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя . Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию , приход Которого проповедовал Иоанн.

Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога , посредством которого Он даёт Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. «Крещение покаяния », которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами , покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В «крещении покаяния» осуществлялось и целительное воздействие Божие на заражённые грехом человеческие души.

Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати:

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

Крещение в древней церкви

Крещение в православии

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Вопреки многим утверждениям, в Православии крестные отец и мать могут состоять в браке между собой так как крестным считается тот кто берет младенца на руки сразу после купели. Младенца мужского пола берет на руки мужчина, а женского-женщина.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры . Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. » (Мф. 19:14). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим лукавым обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе , а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне . Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо .

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов , каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма ;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов ;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь . Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

Символика обряда

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко -римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение младенца в католической традиции

Крещение в католицизме

Крещение младенцев

Крещение младенцев в Католической Церкви производится по вере родителей и крёстных. Они обязуются воспитывать ребёнка в христианской вере. В восточных католических обрядах сразу после крещения над младенцем может быть произведено таинство миропомазания и он может быть причащён Крови Христовой. В латинском обряде первое причастие и миропомазание традиционно откладываются. Первое причастие обычно совершается в 7-12 лет, миропомазание в юношеском возрасте (его преподаёт только епископ).

Крещение взрослых

В Католической Церкви перед крещением взрослых обязательна подготовка к принятию таинства, так же как это было заведено в раннем христианстве. Подготовка, на которой рассказывается о догматах веры, объясняется порядок церковной жизни и обязанности христианина, называется катехуменатом или оглашением , а обучаемые - катехуменами или оглашенными. Катехуменат длится от нескольких месяцев до нескольких лет (в России - один год). Часто крещение взрослых согласно древней традиции совершается на богослужении Навечерия Пасхи во время так называемой Литургии Крещения. Однако таинство может проводиться и вне литургического действа.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха . Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем святым, после чего священник благословляет воду для крещения. Для благословения священник трижды погружает в крещальную воду пасхал - пасхальную свечу.

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский символ веры , обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом.

Таинство крещения смывает первородный грех и все грехи, совершённые христианином до таинства, поэтому перед крещением катехумены не исповедуются .

Обряд крещения

Крещение совершает диакон , священник или епископ , в крайнем случае крестить может и мирянин. Перед крещением кандидат отрекается от сатаны и читает Символ веры . Крещение производится путем троекратного погружения в крещальную купель, либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах - погружением. Во время крещения обязательно произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После крещения следует помазание новокрещенного св. миром (не являющееся таинством миропомазания), облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Белая одежда является символом облечения во Христа, горящая свеча - символом света и истины.

Крещение в протестантизме

Крещение младенцев

Лютеранская церковь как и многие другие протестанские церкви принимает как крещение в младенческом возрасте так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно . и четко понимать, зачем он это делает (так как крещение, по мнению протестантов, возможно только на основании личной веры человека, а верить Богу и принимать решения, основанные на вере, человек может только в сознательном возрасте) . Более подробное объяснение этого действия ниже.

Протестантская теология крещения

Среди течений протестантизма существуют различные подходы к теологии крещения.

Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души . Крещение в Евангелическо-лютеранской Церкви воспринимается как таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения и делающим человека частью народа Божьего.

Лютеране, англикане, кальвинисты и многие другие протестанты признают различные формы крещения, при условии присутствия в ходе него воды и слов «во имя Отца, Сына и Святого Духа», что происходит из понимания таинства, как оно установлено в Библии. У представителей многих более поздних направлений протестантизма признается только одна форма крещения - полное погружение, упоминание о крещении как о погребении с Христом (см. Кол. 2-12). В Новом Завете протестантизм достаточно прямо усматривает логику погребения со Христом для последующего за этим воскресения. Фактически, смерть и последующее воскресение со Христом являются основными элементами крещения; погребение, в какой-то степени лишь второстепенный фактор. Учитывая все это, крещение полным погружением рассматривается как единственная форма крещения , полностью отображающая этот полный цикл.

Баптизм и близкие протестантские конфессии

Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

От первого условия произошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами. Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане с новыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибо прежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессии недействительным. Представители новой конфессии нередко делали обряд крещения одновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ, глядя на них, стал говорить: «Вот крестители! Вот крестители!». «Крестители» по-гречески звучит как «баптисты». В частности Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке) называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло в английский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с середины XVII века стали называть себя баптистами