При школах есть подготовка к школе. Как подготовить ребенка к школе? Что нужно ребенку в школу

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Рано или поздно приходит момент, когда родители задаются серьезным вопросом: как подготовить ребенка к школе самостоятельно? Безусловно, лучше эту важную миссию доверить профессионалу, но если такой возможности нет, то родители вполне могут подготовить свое чадо без посторонней помощи. Это выполнимая задача, если грамотно и взвешено подходить к каждому нюансу – от выбора времени занятий до обеспечения психологического комфорта ребенка в процессе обучения.

Многие родители уверены, что подготовительные занятия лучше начинать за год до поступления ребенка в первый класс. Специалисты готовы поспорить: по их мнению, самый благоприятный для старта подготовки возраст – чуть более 3 лет.

Полноценным обучением с трехлетними малышами заниматься пока рановато, а проводить эффективные игровые занятия в этом нежном возрасте не только можно, но и необходимо. Если занятия с трехлеткой – это, в большей степени, игра, то с ребенком пяти-шести лет нужно работать более серьезно и основательно. В любом случае, начинать подготовку к школе никогда не поздно, если выбирать интенсивность занятий в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями.

Если родители уверены, что ребенок готов к первым дошкольным урокам, можно приступать к составлению плана обучения. Отвечая на вопрос, как подготовить ребенка к школе дома, специалисты сходятся в одном: очень важна система, благодаря которой ребенок не только получит сумму определенных знаний, но и привыкнет к необходимости регулярно заниматься, станет более усидчивым и дисциплинированным.

В день желательно проводить не больше 2-3 «уроков» длительностью по 10-15 минут. Перерыв между занятиями должен быть заполнен подвижными играми и длиться от 20 минут до получаса. Оптимальное время для работы с малышом – утренние часы. Два дня в неделю должны быть свободными от занятий.

Важно, чтобы ребенок имел свое рабочее место, где ему было бы не только удобно, но и интересно заниматься. Малыш должен гордиться тем, что у него есть собственный письменный стол, на котором хранятся только его книжки, тетрадки и альбомы. Нелишним будет научить ребенка самостоятельно наводить порядок на своем «почти взрослом» рабочем месте.

Как подготовить ребенка к школе - занятия

В программу подготовки должны входить несколько занятий: чтение, математика, правописание и изобразительное творчество. Давайте рассмотрим подробнее каждое из занятий.

Занятия по чтению

Самый непростой для ребенка урок чтения желательно проводить в начале занятия. Начинать нужно с изучения букв в алфавитном порядке. Здесь родителям помогут специальные обучающие стишки, потешки, рассказы.

Выучив одну из букв, ребенок должен уметь найти ее в предложенном тексте. На этом этапе будущий ученик должен получить представление о гласных и согласных буквах, твердых и мягких звуках. Когда ребенок будет хорошо знать все буквы, можно приступать к чтению слогов.

Если малыш не спешит обретать такой навык, не стоит расстраиваться и давить на ребенка. Возможно, уже через несколько месяцев дошкольник будет более готов к пониманию азов чтения – вот тогда можно снова повторить попытку.

Правописание

Если учить читать ребенка можно уже с четырех лет, то с обучением письму следует повременить. Важно знать, что ручки маленьких деток в возрасте 4-5 лет еще недостаточно сформированы для того, чтобы научиться правильно выводить буквы в тетрадке.

В этом возрасте важно научить ребенка правильно держать в руках карандаш, рисовать по контуру, выводить простенькие «палочки и крючочки» и печатать буквы. Только ближе к шести годам можно учить дошкольника писать прописные буквы. В этом вопросе важно не спешить – каждой букве желательно уделять несколько занятий.

Математика

Занятия математикой можно начинать с игровых уроков: считать игрушки, деток на площадке, членов семьи, конфеты, пальчики. Отличный прием – составление простейших наглядных математических задачек. Важно, чтобы ребенок не только изучал название и внешний вид цифр, но и умел производить простые арифметические действия.

Чтобы закрепить материал, можно предложить ребенку написать выученную цифру по образцу. Ближе к 5 годам нужно знакомить ребенка с составом числа, понятиями «больше-меньше-равно». В комплекс математических занятий входят и азы геометрии: малыш должен легко отличать круг от квадрата, цилиндр от шара, треугольник от пирамиды.

Уроки творчества

Не стоит пренебрегать уроками творчества, налегая на изучение букв и цифр. Развитие малыша должно быть гармоничным и всесторонним, дошкольник должен умело пользоваться красками, кистью, пластилином, клеем, ножницами, бумагой.

В творческие занятия можно включать элементы чтения и математики, например, раскрашивать цифры или вырезать из бумаги буквы.

Пожалуй, самый важный этап подготовки ребенка к школе – это формирование его психологической готовности к обучению. Нет смысла заниматься изучением цифр и букв, если малыш не усидчив, медлителен, невнимателен, неаккуратен.

Непосредственно перед вступлением в ряды школьников ребенок должен быть полностью готов к обучению с психологической точки зрения: иметь развитый кругозор, уметь анализировать, классифицировать, обладать хорошей памятью и вниманием. Только в таком случае задачу подготовки малыша к школе родители могут считать успешно выполненной.

Видео: как подготовить ребенка к школе

Подготовка детей к обучению в школе — фундамент для будущей успешности. Это ответственный период в жизни не только ребенка, но и каждого родителя. Начальная школа представляет собой переломный момент на пути становления маленькой личности. Изменяется режим и ритм жизни, появляется ответственность за свои действия, маленькие, но первые обязанности. Все это в целом вызывает стресс у ребенка, и то, как он с ним справится, во многом зависит от правильной подготовки. Специалисты Coral Family знают, как организовать незабываемый семейный отдых и помочь успеть подготовиться к школе.

Что подразумевает готовность к школе?

Подготовка ребенка к школе состоит из трех компонентов:

Социальная — умение адаптироваться в социуме;
. интеллектуальная — базовые навыки чтения, письма, счета;
. эмоциональная — готовность ребенка быть самостоятельным и ответственным.

В большинстве случаев тестируется только интеллектуальная составляющая. Коммуникативный навык, а также эмоциональная готовность остаются «за бортом». Однако психологи не устают повторять, что именно социальная «зрелость» дошкольника сулит ему успех в обучении. Чтобы дети успешно «грызли гранит науки», им должно быть в школе эмоционально комфортно.

Главная цель начальной школы — научить детей считать, писать и читать. Возникает логический вопрос: зачем тогда всему этому учить ребенка перед 1 классом? Как говорят педагоги, базовые навыки составляют необходимую основу для их успешного овладения. Не секрет, что разным детям для запоминания одного и того же материала требуется разное время. Школьная программа ориентирована на средний уровень. Чтобы все детки укладывались в заданный темп, необходима дошкольная подготовка.

Следующая составляющая — умение ребенка общаться, выражать свои мысли, контактировать с социумом. Психологи такую подготовку ставят на первое место. Малыш, который умеет писать и читать, но плохо адаптируется в коллективе, всегда будет «белой вороной». Вот почему важно, чтобы перед школой дети посещали сады, развивающие центры или кружки. Только находясь в коллективе, ребенок учится выстраивать отношения и получает необходимые коммуникативные навыки.

Как родителям подготовить ребенка к школе?

Многих родителей волнует вопрос: можно ли подготовить ребенка к школе самостоятельно? Однозначного ответа психологи и педагоги не дают, потому что немало примеров успешных детей, которые обучались дома. Однако есть большие риски в развитии коммуникативного навыка. Отказываться полностью от детского сада или дошкольного учреждения не стоит. Даже родители с необходимыми педагогическими навыками не смогут заменить ребенку общение со сверстниками.

Если малыш по каким-либо причинам не посещает детский сад, подготовку необходимо организовать дома и дополнительно посещать специальные курсы. Вливать ребенка в коллектив психологи советуют как можно раньше. В идеале с 3-4 лет. Для начала это могут быть различные творческие кружки, чуть позже — развивающие группы для дошкольников. Стоимость курсов зависит от насыщенности программы обучения. Базовые интеллектуальные навыки помогают развивать индивидуальные занятия с репетитором. С помощью компьютерных технологий их можно проводить онлайн.

Домашние занятия

1. Обучение как игра. Педагоги и психологи рекомендуют начинать первые занятия в игровой форме. Не нужно сразу сажать ребенка за тетрадь или за книгу. Считать начинайте во время прогулки или игры: «давай посчитаем кубики», «давай узнаем, сколько на дереве сидит ворон» и прочее. Начинать изучать буквы также желательно в привычных бытовых ситуациях, например, во время похода в магазин. Задача родителей — заинтересовать ребенка процессом обучения.
2. Мини-уроки. Первые занятия должны длиться не более 15 минут.
3. Метод пряника. Хвалить ребенка нужно не только за правильные ответы, но и за стремление учиться. Поощряйте и мотивируйте тягу к знаниям приятными бонусами: «Давай сейчас почитаем и потом посмотрим мультик». Никогда не ругайте и не наказывайте малыша, если он отказывается читать или у него что-то не получается.
4. Смена деятельности. Важно помнить, что у деток чрезвычайно подвижная психика. Усидеть на месте 15-20 минут для них сложно, не говоря о том, что и не полезно. Чередуйте занятия по чтению или письму с активными играми, физическими нагрузками, математику с рисованием и т.д.
5. Повторение — мать учения. Не переходите к новому материалу, пока малыш не усвоит предыдущий. После начала новых «уроков» возвращайтесь к изученному. Практикуйте повторение не только во время уроков. Например, во время прогулки попросите ребенка вспомнить таблицу умножения.
6. Используйте практические занятия. Дети плохо усваивают материал в теории, поэтому все новое подкрепляется практикой и визуализацией. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями, используйте практический материал.
7. Современная школа. Подбирайте учебный материал в соответствии с действующей школьной программой.

Уроки математики

Счет и элементарные математические действия развивают мышление и логику детей. Обязательно необходимо практиковать уроки математики дома. Вот советы по организации такого обучения:
. Начинайте счет знакомых предметов в игровой форме: конфеты, фрукты, игрушки. Постепенно переходите на специальные карточки и счетные палочки.
. Изучайте приемы сложения и вычитания на примере предметов: 5 яблок + 1 = 6 яблок, 2 конфетки - 1 конфетку = 1 конфетка. Обязательная визуализация.
. Изучайте предметы геометрии на примере знакомых предметов и во время их прорисовки.
. Превратите примеры в увлекательную игру.

Уроки письма

В школе дети достаточно много пишут, поэтому важно подготовить кисть малыша к нагрузкам.
. Начинайте уроки письма с 5-минутных занятий, постепенно увеличивая время до 15-20 минут.
. Тренируйте кисть с помощью прорисовки предметов сначала по шаблону, затем самостоятельно.
. Развивайте мелкую моторику с 2 лет: лепка из пластилина, мягкое тесто, перебирание крупы, вырезание по контуру.
. Обучение письму начинайте с печатных букв.
. Выполняйте гимнастику для пальцев.

Уроки чтения

Изучение букв и чтение — это основа формирования словарного запаса ребенка, умения общаться. Только тогда можно переходить к изучению других предметов, когда малыш научится читать.
. Начинайте чтение с изучения букв алфавита: показывайте буквы на вывесках, лепите их из пластилина, прорисовывайте.
. Создавайте ассоциации с буквами, используйте сравнение: Д — дом, О — окно.
. Закрепляйте обучение буквы ее поиском.
. Учите ребенка пересказывать прочтенный текст, повторяйте слова героев, тренируйте память.

Уроки творчества

Если ребенок не посещает творческие кружки, необходимо дома каждый день заниматься творчеством.
. Научите правильно пользоваться красками, карандашами, фломастерами, мелками.
. Покупайте раскраски.
. Практикуйте рисование, лепку, аппликацию.
. Учите подготавливать рабочее место и затем его убирать.

Рассказывайте, какие приоритеты он получит, будучи школьником: будет общаться с детками, станет самостоятельным, будет «взрослым» и прочее.
. Общайтесь с малышом на тему школьных лет, вспоминайте своих учителей, читайте школьные рассказы. Ребенок должен понимать, что обучение — это обязательный этап в его жизни.
. Интересуйтесь мнением сына или дочки, позволяйте отстаивать свою точку зрения.
. Играйте в «Школу», проигрывайте различные моменты: выступление перед доской, рассказ стиха, позвольте ребенку быть в роли учителя.
. Приучайте с ранних лет все начатые дела доводить до конца.
. Приучайте к самостоятельности в действиях и решениях.
. Моделируйте конфликтные ситуации и вместе находите их решение.

Проверить, насколько ребенок психологически и интеллектуально готов к школе, можно с помощью специальных педагогических методик. Их используют при тестировании дошкольников во время собеседования. Пример подобного теста смотрите на видео.

В школу, как на праздник

Ребенок с удовольствием пойдет в первый класс, если его не только подготовить, но и настроить. Родители часто допускают ошибки, после чего дети сталкиваются с разочарованиями и потерей интереса к обучению. Как этого избежать, специалисты Coral Family подготовили схему.

Что не делать?

1. Не стоит доподготавливать ребенка к школе в последнее лето. Не формируйте негативные ассоциации с процессом обучения еще до его начала.
2. Не обещайте, что школа будет лучшим периодом жизни. Пусть малыш сам решит.
3. Не передавать свое волнение. Ребенок считывает тревогу и эмоциональное состояние родителей.
4. Не пускайте процесс подготовки на самотек. Проверяйте и контролируйте готовность, даже когда ребенок посещал садик или подготовительные курсы.

Что делать?

1. Повысьте статус ребенка. Сделайте событие радостным и положительным. Поздравьте с новым этапом жизни.
2. Устройте школьный шоппинг. Пойдите вместе с ребенком в магазин и купите все необходимое для школы. Пусть сам выберет себе ранец или пенал.
3. Приучайте к новому режиму за 2-3 недели до начала учебного года. Будите и укладывайте спать ребенка постепенно сокращая время на 5-10 минут от привычного графика.
4. Проговариваем обязанности, с которыми столкнется ребенок в школе. Подготовка домашнего задания или посещение продленки не должны быть неожиданностью.
5. Укрепить иммунитет. Свежий воздух, физические нагрузки, активные игры и витамины - лучшие спутники будущего школьника. Начните подготовку организма за 1,5 месяца до 1 сентября.

1. Мотивируйте обучение . Дети теряют интерес к школе уже примерно через месяц: пик активности проходит, заканчивается период адаптации, появляется усталость. Интересный отдых — действенная мотивация. Например, вместо первого урока съездить попить горячий шоколад или на выходных отвезите в луна-парк. Как результат, школьник опять доволен и вприпрыжку бежит в школу.
2. Разрешайте иногда не ходить в школу. Дети, как и взрослые, нуждаются в «передышке». 2-3 дня внеочередного выходного не изменят успеваемость, но зато школа не будет «непосильным грузом». Проведите выходной вместе за полезным и интересным занятием (поход в театр, цирк, в парк). Это будет куда полезнее, нежели малыш на уроках будет придумывать версию, как «проканторить».
3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Почаще посещайте уроки, вместе готовьте домашние задания. Создайте доверительные отношения.
4. Не нагружайте дополнительными занятиями . В первые полгода школы первоклассник не должен посещать дополнительные кружки и секции, кроме спортивных.
5. Не ругайте за первые плохие отметки. Поддерживайте школьника в начинаниях и не ставьте хорошие отметки как первостепенную задачу обучения.
6. Помогите подтянуться к «отличникам». Не загоняйте с первых классов ребенка в статус «троечника». Если что-то не получается, уделите предмету больше внимания, обратитесь за помощью к учителю или репетитору.
7. Смягчайте школьный стресс. Не нагружайте ребенка домашними заботами и обязанностями хотя бы в первые месяцы учебы. Не ругайте, если он забыл помыть после себя посуду.
8. Время отдыха. Перерыв между занятиями должен быть два часа. Однако это не время для личного чтения или игры за компьютером. Время отдыха школьник должен проводить на свежем воздухе за активными играми.
9. Правильный сон и полноценное питание. Режим — основа обучения. Не заставляйте ребенка сидеть за уроками сверх нормы, даже если он что-то не успел сделать. Нельзя обучение ставить в приоритет над сном.
10. Общение в коллективе. Позволяйте ребенку после уроков оставаться в компании одноклассников. По возможности приглашайте детей домой. Общение со сверстниками необходимо для развития и становления личности школьника. Если у ребенка нет друзей и он ни с кем не общается, есть повод записаться к психологу.

В последние годы вопрос как правильно подготовить ребенка к школе стал далеко не праздным. Программа поменялась, ритм жизни тоже. Но родители дошкольников не представляют, что ждет их детишек в школе. Большинство родителей убеждены в том, что именно в школе ребенка обязаны научить абсолютно всем навыкам, «наполнить» знаниями его голову и приучить к порядку и дисциплине . Но сегодня требования таковы, что малыш должен прийти в школу с уже достаточно большим «багажом». Иначе ему придется справляться с нагрузкой, значительно большей, чем школьная программа. И это особенно актуально, если ребенок не посещал детский сад.

Так в чем же заключается подготовка к школе? Не просто же – привели 1 сентября и сдали учителю. Нет. Готовность ребенка к школе можно оценить по ряду навыков, которыми должен будущий первоклассник владеть уже перед первым сентябрем .

Разберем навыки малыша при поступлении в 1-й класс. Это как бы приватная рекомендация родителю.

К семи годам у ребенка должна быть тренированной память: он должен знать стишки, считалки, все буквы (а лучше читать по слогам). Он должен уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, связно составлять рассказ по картинке и пересказывать прочитанный ему текст .

Особое внимание удели тому, как твой ребенок произносит звуки. Если есть дефекты речи, обратись к логопеду . Иначе «второй натурой» станет привычка и говорить, и писать с ошибками: «что слышу – то пишу». Переучивание в условиях учебного года отнимет гораздо больше сил и времени, чем заучивание сразу правильного звука .

Физиологические

Главное мелкая моторика: будущий первоклашка должен уметь застегивать-расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви, самостоятельно управляться с вилкой и ложкой, и правильно их держать . Тогда и письмо он освоит быстро. Все очень взаимосвязано.

Мелкую моторику развивают такие занятия, как перебирание крупы, фасоли, лепка из пластилина и помощь тебе на кухне с тестом, вырезание и наклеивание аппликаций, лего и другие конструкторы. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше работает мозг малыша, тем выше его мыслительные способности.

Координацию движений развивают подвижные игры: прыгание на скакалке, ловля и «ведение» мяча, бадминтон и др. Далее осанка. Если она правильная, ребенок без особой нагрузки на тело выдержит 40 минут урока. Если нет, то это время уйдет не на усвоение материала, а на поиск ребенком удобного положения за партой . Если у твоего малыша нарушена осанка, иди к семейному врачу за направлением к хирургу. Лечебная гимнастика и другие превентивные меры помогут избежать искривления позвоночника.

Эмоционально-волевые

Это готовность ребенка следовать установленным правилам вопреки своим желаниям и способность регулировать свое поведение . А также умение оценить себя и других, свои и чужие действия. Обрести эти навыки помогают не бесконечные запреты «нельзя, не трогай, не делай», а настольные и другие игры с правилами: домино, шашки, «прятки», «салки», а также рисование, лепка.

Социальная готовность

Это умение взаимодействовать со сверстниками и другими, кроме родителей, взрослыми – персоналом школы, способность находиться (без родителей) и подчиняться требованиям «чужого» взрослого (учителя), быть и действовать в команде (классе), знать и соблюдать нормы общественного поведения.

В детском саду этот навык прививается в массовых мероприятиях: прогулках, утренниках, концертах и смотрах, где есть посторонние для ребенка люди – родители других детей, представители администрации и др.

Педагогическая готовность

Это желание ребенка идти в школу . Оно, кстати, сразу выявляет отношение семьи к школе, ведь ребенок обычно «отражает» родителей.

Кроме этого будущий школьник должен знать имя и фамилию свои и членов семьи, домашний адрес и телефон, уметь ориентироваться во времени (который час, время года) и пространстве (лево, право, верх, низ), различать и называть цвета, считать до 20 и обратно, также решать простейшие задачки на «+1» и «-1». Например, было 2 яблока, дали (взяли) одно. Сколько стало (осталось)? Должен уметь объединять предметы или признаки в группы и отделять лишние, к группе не относящиеся.

Cегодня в школе нет «добукварного» обучения – буквы и звуки изучают в подготовительной группе детсада или в группе 6-леток в школе.

То же и с прописью. Поэтому, если у твоего ребенка этих знаний нет, и ему, и тебе придется приложить очень много усилий, чтобы он не попал в «отстающие».

Конечно, ему помогут и классный руководитель, и учитель «продленки», и школьный психолог, но лучше, если эта работа будет уже выполнена, а навыки закреплены в дошкольный период. Чтобы не было перегрузки.

Ответственность и дисциплина

Малыша надо подготовить к тому, что его учеба – это его работа, «оплата» за нее – отметки за знания, и это – его «вклад» в вашу семью. Школа – это учреждение, которое «живет» по правилам, обязательным для соблюдения всеми без исключения . Эти правила и есть «трудовая дисциплина».

Урок – время знаний и тишины, когда нужно внимательно слушать самому и не мешать слушать другим то, что говорит учитель. Спросить о чем-то можно, подняв руку. А разговоры и игры разрешены на перемене и после занятий.

Помни, что ты и учитель твоего ребенка компаньоны в его воспитании; цели и задачи у вас общие .

Но функция учителя давать твоему ребенку знания, а не восполнять «пробелы» недополученного им дома воспитания.

Как правильно подготовить ребенка к школе. Новый режим дня

Режим дня это важный механизм адаптации ребенка к школе . У «садикового» малыша особых проблем с режимом «труда и отдыха» не будет, ведь он уже привык рано ложиться и вставать. А «домашним» детям, возможно, придется составить и «домашнее расписание» приемов пищи, прогулок и отдыха, домашнего задания, вечернего туалета и отхода ко сну. И аккуратно и строго следовать ему, чтобы ребенок «втянулся» в новую для него жизнь, высыпался и успевал по предметам.

Запомни!
Усваивать учебный материал способен только выспавшийся, спокойный и здоровый ребенок.

Любой недосып – это стресс, он очень вреден для здоровья и успеваемости ребенка, т. к. всегда вызывает перегрузку всех систем организма . Полученные днем знания ребенок «перерабатывает» и усваивает во сне. Если он спит менее 10 часов, усвоения материала не происходит, образуется «пробел».

Кстати, и в выходные «режим» не отменяется! Да, тебе хочется отоспаться за неделю, понежиться в постели, забыв обо всем и вся. Но «школьная пора» потребует от тебя стальной выдержки и «ангельского» терпения. Когда ребенок подрастет, станет более самостоятельным, режим дня станет уже «условным рефлексом», и ты сможешь «расслабиться».

Предупреди учителя

Если у твоего ребенка ослаблено зрение или слух, или есть заболевания нервной системы (например, эпилепсия), эти данные обязательно вносятся в медкарту, и о них сообщается классному руководителю . В первых двух случаях чтобы ребенка посадить за одну из первых парт, а во втором, чтобы в случае приступа быть готовым оказать ему первую помощь и предотвратить стрессовую реакцию у остальных детей в классе.

Важно!
В обычной школе могут учиться и дети с ограниченными возможностями (например, с ДЦП).

Школьные психологи и педагоги проводят специальные беседы с учениками. Но не лишней будет и твоя беседа с ребенком о том, как вести себя и что недопустимо в общении с такими детьми.

Два важнейших правила для родителя школьника:

  1. Не делай за ребенка то, что он может делать сам .
  2. Учи ребенка все делать самостоятельно .

Родителям малышей, которые посещают детский сад, не нужно волноваться о подготовке ребенка к школе. Этим занимаются воспитатели и специально подготовленные специалисты. А что делать взрослым, чьи детки не посещают дошкольных учреждений? Можно ли самостоятельно подготовить кроху к школьной жизни, и как это правильно сделать?

Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе?

Неопытные родители полагают, что если кроха пойдет в школу в 6 лет, то достаточно позаниматься с ним лет с пяти, и за год ребенок освоит, так сказать, курс молодого бойца. На самом деле это явное заблуждение.

Психологи утверждают, что самый благоприятный возраст для начала подготовки к школе это 3,5-4 года.

Уже к 3-м годам ваш любимый человечек сформировался как личность. Маленький почемучка с огромным интересом познает окружающий мир, а вопросы сыплются из него, как из рога изобилия. Надо пользоваться моментом, и просто направить его любопытство в нужное русло .

К трем годам у ребенка проявляется пространственное и логическое мышление, активизируется память. Он не только хочет получить ответы на свои вопросы, но и запомнить их. Поэтому не сердитесь на малыша, если он по нескольку раз спрашивает об одном и том же.

Что нужно для подготовки ребенка к школе?

Занятия с ребенком ни в коем случае не должны носить эпизодический характер. Составьте для себя четкий план, похожий на школьное расписание. Разбейте всю информацию, которую вы должны донести до крохи на отдельные темы.

При этом учтите, что, пока малыш не достигнет возраста 4,5-5 лет, один урок не должен превышать пятнадцати минут. Раскрытие одной темы должно укладываться в этот промежуток времени.

После каждого урока делайте перерыв на 15-20 минут. Чтобы кроха не уставала и не теряла интерес к обучению, проводите не больше 3-х занятий в день. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Заниматься с ним нужно спокойно и терпеливо.

Оборудуйте удобное место для занятий, выделите ему полочку в шкафу, где ваше чадо будет хранить все учебные принадлежности. С первых дней приучайте его содержать свое рабочее место в порядке, не раскидывать по столу ручки, тетрадки или книжки.

Порой не так сложно привить навыки чистописания или умение считать, как приучить ребенка к усидчивости и соблюдению распорядка дня, который ожидает его в школе.

Какие занятия необходимы для подготовки к школе?

В подготовку малыша входят такие занятия, как:

  • чтение;
  • чистописание;
  • математика;
  • творческие занятия (лепка, рисование, аппликация);
  • один из иностранных языков.

Чтение

Этот предмет стоит на первом месте. Чем быстрее кроха освоит буквы и научится складывать их сначала в слоги, а затем в слова, тем быстрее пойдет весь процесс получения новых знаний. Идти надо от простого к сложному. Любое слово состоит из букв, поэтому первоначальная задача родителей — выучить с ребенком алфавит.

Найдите в интернете или в детских книжках стихи про буквы. Слушая описание каждой буковки в стихотворной форме, кроха быстрее их запомнит. Кроме того, будет стараться повторять отдельные фразы из стиха.

Вот неплохие стихи Бориса Заходера:

Всем известна буква А,
Буква очень славная.
Да, к тому же, буква А
В алфавите главная.

Вот пример четверостишия другого автора:

Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»,
И немного на утюг,
Говорит мой лучший друг.

Согласитесь, что в такой форме учить буквы маленькому любознательному человечку будет очень интересно.

После того, как малыш освоит буквы, покажите ему, как из них складываются слоги. Называйте согласные буквы так, как произносится звук, то есть не «мэ» или «бэ», а «м» и «б». Иначе слово мама, сложенное из букв, кроха может произносить мэа-мэа.

Приобретите в книжном магазине великолепный красочный плакат с алфавитом. Повесьте его над рабочим столом малыша. Когда взгляд ребенка наталкивается на изображение, у него активизируется пассивная память. Разглядывая знакомые буквы, он будет лучше их запоминать.

Чтобы обучение складыванию слогов не затянулось надолго, купите малышу магнитную азбуку. Деткам нравится перемещать по доске красочные буквы. Ваша задача — помочь крохе выбрать из них те, которые нужны для складывания того или иного слога или слова. Обратите процесс разучивания алфавита и обучения чтению в завлекательную игру .

Сегодня в продаже имеется огромное количество красочного материала по чтению. Это могут быть кубики, карточки или пазлы с отдельными буквами или слогами. Поищите картинки, на которых наглядно показано, как буквы соединяются в слоги. Подобной информации много в интернете, в детских книжках и красочных дидактических материалах.

Обучение чистописанию

В возрасте 3,5-4 лет малыш еще не совсем уверенно держит в руках карандаш или ручку. Поэтому ожидать, что ребенок быстро научится хорошо писать не стоит. В этом возрасте ему подвластны лишь палочки и небольшие крючочки. Давая крохе несложные задания, загляните в школьные прописи. Даже первоклашки не начинают сразу писать буквы. Обучать малыша писать буквы лучше с пяти лет . При этом начинать нужно с печатных букв.

Не нужно сразу требовать от малыша хороших результатов. Задатки к обучению тому или иному предмету разные у всех детей. Если у ребенка хромает мелкая моторика, научить его красиво писать будет сложно. Сначала нужно показать малышу, как правильно держать ручку.

На почерк может оказывать влияние и поза, в которой кроха корпит над своим заданием. Следите за правильной осанкой ребенка, когда он занимается чистописанием. Спина у него должна быть выпрямлена, а стол — на уровне груди. Локти малыша должны лежать на столе.

Обратите внимание на расположение тетради на столе. Она должна размещаться чуть под углом, а нижний левый угол — лежать по центру груди ребенка.

Изучаем математику

К моменту поступления в школу будущий первоклашка должен уметь бегло считать до 10 туда и обратно, складывать и вычитать в пределах этих чисел.

С чего же начать обучение крохи?

  • Сначала малыш должен усвоить такие количественные понятия , как меньше, больше, равно. Научите его сравнивать между собой 2 группы предметов. К примеру, разложите на столе разное количество машинок и кубиков. Кроха должна разобраться, каких предметов больше, а каких меньше и что нужно сделать, чтобы их стало поровну. Таким образом, ребенок познакомится с такими терминами, как прибавить и отнять.
  • Кроме этого, он должен научиться оперировать такими понятиями, как близко — далеко, высоко — низко . Еще до знакомства с цифрами малышу нужно рассказать о геометрических фигурах, научить отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника или треугольника.
  • На следующем этапе с помощью мелких игрушек, карандашей или счетных палочек с ребенком изучают цифры . Возьмите один кубик и покажите маленькому ученику цифру 1. Затем добавьте еще кубик и познакомьте малыша с цифрой 2.

При этом не стоит перегружать ребенка информацией. За один день достаточно ознакомления с двумя цифрами.

Когда малыш запомнит, как выглядят все цифры, и будет знать, что рядом с цифрой 3 нужно положить 3 палочки, а с цифрой 5 — ровно 5 палочек, можно переходить к обучению крохи сложению и вычитанию.

Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заниматься математикой, не совсем обязательно усаживать кроху за стол. Считать можно все что угодно — деревья на улице, машины на стоянке, детишек на детской площадке. Первое, что начинают считать малыши, так это пальчики на руке. Главное, не перегружать ребенка большим объемом информации . К примеру, если вы куда-либо идете, не надо заставлять его пересчитывать все предметы, которые попадаются на пути. Достаточно услышать от малыша 2-3 ответа и перейти к другой теме, например, вспомнить любой стишок.

Изучая новый материал, не забывайте повторять с малышом то, что он выучил раньше.

Занимаемся изобразительным творчеством

На уроках творчества можно закреплять пройденный по другим предметам материал. Купите малышу раскраски с буквами и цифрами, учите его рисовать геометрические фигуры. Помогите крохе научиться пользоваться линейкой, чтобы чертить прямые линии.

Когда ребенок рисует, обращайте его внимание на то, что солнышко похоже на круг, а крыша домика — на треугольник. Учите его раскрашивать рисунки аккуратно, чтобы краска не заходила за контур рисунка. Между делом объясняйте малышу, что небо синее, а трава зеленая.

Не нужно заставлять маленького художника рисовать то, чего хотите вы. Дайте ребенку проявить свою фантазию, пусть он выражает свои чувства и эмоции через свои рисунки.

Изучаем иностранный язык

Если вы решили научить своего ребенка иностранному языку еще до школы, начинайте изучение с красочной азбуки с картинками. Не стоит расстраиваться, если вы сами не знаете один из иностранных языков в совершенстве. Для малыша, который пойдет в обычную школу, без углубленного изучения английского, французского или другого языка, достаточно хорошо знать алфавит и иметь небольшой словарный запас.

Выучите с ребенком несколько коротких стихов и повторяйте их на прогулке или во время домашних игр. Следите за произношением малыша. Если он привыкнет говорить иностранные слова неправильно, переучивать его в школе будет сложно.

Самостоятельно подготавливая своего малыша к школе, наберитесь терпения. Не ругайте маленького ученика, если у него что-то не получается. Если малыш устал и невнимателен на занятиях, отложите урок. Обучение должно доставлять ребенку радость, в противном случае можно надолго отбить у него охоту к учебе, что скажется на его знаниях в школе.